Приветствую Вас, Гость

 

Математическая культура
     Еще десять - пятнадцать лет назад вопрос, вынесенный в заголовок, прозвучал бы дико для российских студентов, преподавателей, инженеров. Действительно, традиционно высокий уровень общего и особенно математического образования в средней школе был основой для успешной учебы в вузе. Впоследствии это помогало нашим специалистам плодотворно работать в самых разных областях науки и техники по всему миру.
     Увы, окончательный переход к сырьевой экономике, перевод науки, средней и высшей школы на самовыживание, массовый отъезд ученых и специалистов не могли не вызвать быстрого уничтожения предмета нашей особой гордости в советское время - отличного базового образования, в том числе математического. В последние годы преподаватели большинства технических и естественно-научных факультетов приходят в ужас от уровня подготовки первокурсников, начинающих изучать курс высшей математики. Выясняется, что после средней школы и вроде бы успешно сданных экзаменов сущность математических рассуждений остается для юношей и девушек тайной за семью печатями. Им приходится с трудом постигать азбуку логических построений. Например, научиться четко представлять, что надо доказывать утверждение как теорему или привести контрпример; что в математике существуют необходимые и достаточные условия, причины и следствия; что система уравнений и их совокупность - разные вещи; что свойства математических объектов являются предметом исследования; что понятие равносильности неравенств или уравнений не заучивается, а формулируется самостоятельно. Все эти смысловые тонкости и составляют понятие математической культуры. В ее основе - четкая логика вывода, доказательства. Логическое мышление необходимо в большинстве видов деятельности, от бизнеса до программирования.
     В средних общеобразовательных школах и посей день продолжают работать учителя которые учили детей и в 80-90 годы. Почему, знания учеников по точным наукам, таких как математика, так стремительно падает из года в год? На этот вопрос может ответить только Министерство образования и науки Российской Федерации когда хотя бы ознакомится со школьными программами, которые оно из года в год утверждает, при этом даже не вникая в их содержание и межпредметную связь. 
   

      Как обычные уроки по изучению природы Чебаркульского района 

могут повлиять на развитие ребенка.

 
     Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.
     Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
     Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии различных предметов, мира природы, общественной жизни.
    Природа окружает ребенка с ранних лет. Это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы.
     Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
     Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.
     Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.
     В совою очередь я считаю, что необходимость открыть ребенку книгу природы надо сделать как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей.
     Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
     Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
     Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
 
В. Ковалёв